Управление по опеке и попечительству
Администрации городского округа
город Уфа Республики Башкортостан

Новости

Психологическая готовность детей к школе

  Сегодня многие школы требуют, чтобы будущие первоклассники умели писать, читать и  считать, обладали хорошей эрудицией и способностью красиво излагать свои мысли. Говоря о подготовке ребенка к школе, родители, прежде всего, подразумевают его интеллектуальное развитие, при этом психологический аспект часто отходит на второй план.
Тем не менее, если ребенок не понимает, как нужно вести себя на уроке, не может найти общий язык с соседом по парте или не воспринимает всерьез слова учителя – вряд ли он сможет похвастаться школьными успехами.
  Начало учебы в школе – это стресс для любого ребенка: незнакомая обстановка, новые лица, новые правила. В чем же заключается психологическая подготовка к началу нового этапа в жизни? 
 
 Что такое психологическая готовность к школе?
  Специалисты выделяют три составляющие психологической готовности к школе –интеллектуальную, личностную и социальную. 
 
Интеллектуальная готовность
  Интеллектуальная готовность к обучению включает в себя определенный уровень развития психических функций – памяти, восприятия, мышления и воображения.
Например, ребенок 6-7 лет должен запомнить с первой попытки не менее 3-5 слов из 10, не связанных по смыслу или «найти сокровище», обозначенное на плане местности – схеме комнаты или дачного участка.
  Школьный урок длится 45 минут. А сколько времени Ваш ребенок способен посвятить одному делу? Умеет ли он быстро переключаться с одного занятия на другое?
Прислушайтесь к речи ребенка. Частое использование оборотов «если…, то», «потому что», «поэтому» и т.п свидетельствует об умении устанавливать причинно-следственные связи. Логическое мышление также проявляется в способности классифицировать предметы – объединять или дифференцировать их на основе определенных признаков. У будущего первоклассника не должно вызывать затруднений задание перечислить домашних и диких животных, хвойные и лиственные деревья, ягоды и фрукты и т.п.
  Успех школьного обучения во многом зависит и от того, насколько быстро и правильно ребенок понимает суть поставленной задачи, следует ли он рекомендациям и руководствам.
Кроме того, хорошо подготовленный к школе ребенок способен планировать свою деятельность – ставить перед собой цели и достигать их. 
 
Личностная готовность
  Многие дети на рубеже школьного возраста переживают так называемый «кризис 7 лет». Любимые игрушки перестают их радовать, а прежде увлекательные игры навевают скуку. По мнению психологов, игровая деятельность не может полностью удовлетворить растущие потребности ребенка в познании окружающего мира. К 7-и летнему возрасту большинство детей готовы впитывать новые, более «взрослые знания», а также занять новое социальное положение – школьника.
На вопрос «Хочешь ли ты ходить в школу?» многие дети отвечают положительно. Кто-то стремится не уступать старшему брату, кого-то привлекает в школе отсутствие послеобеденного «тихого часа», кто-то мечтает носить школьную форму и красивый портфель.
  В идеале, у ребенка должна быть сформирована мотивация к обучению – понимание того, что он идет в школу, прежде всего, за тем, чтобы получить новые знания. Важное значение имеет и «внутренняя позиция школьника» – положительное отношение к школе, понимание важности учебы, ответственного отношения к занятиям. 
 
Социальная готовность
  Школа – это всегда новая среда для ребенка. Залогом успешной адаптации к ней является умение налаживать отношения со сверстниками и со взрослыми, проявлять толерантность, решать конфликтные ситуации.
  К 6-7 годам детская непосредственность и непроизвольные реакции, свойственные дошкольникам, сменяются умением контролировать себя. Родителям стоит заранее рассказать своему ребенку о правилах поведения на уроке – внимательно слушать учителя, не разговаривать с соседом по парте во время занятий, не кричать с места. Если ребенок во время урока ведет себя неадекватно – это говорит о его психологической незрелости или неподготовленности.
Важно, чтобы ребенок чувствовал себя частью «одной команды» – класса, объединенного общей целью и относился к другим ученикам, как к партнерам. Если ребенок перебивает одноклассников во время ответа, смеется над их ошибками, не может принять точку зрения, отличную от его собственной – это может значительно усложнить ему жизнь в детском коллективе.
  Психологически зрелый первоклассник имеет адекватную самооценку. Для дошкольников часто характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей – это не мания величия, а нормальное явление для детей младшего возраста. К 6-7 годам ребенок способен объективно оценивать свои действия и признавать ошибки, принимать критику и замечания учителей.
Проблемы в школе могут возникнуть и у ребенка с низкой самооценкой – он боится  проявить инициативу, сделать что-то неправильно, потерпеть неудачу. Часто причины неуверенности в себе кроются в семье, где родители не проявляют должного внимания и тепла к своему чаду либо, наоборот, предъявляют чрезмерную требовательность к нему. 
 

          

Все права защищены

Полное или частичное копирование
материалов сайта допускается
только с указанием первоисточника

Яндекс.Метрика



Партнеры

fond gordeeva fond marova zacov Виктория портал1 doshkol mir1 ufanet vk video pass

Ufa 1026 semya jurav satotis razvit obrazovkulturasocialkom molsport

Обратная связь
Как со мной связаться:
Закрыть Отправить