Управление по опеке и попечительству
Администрации городского округа
город Уфа Республики Башкортостан

Рекомендации

Система адекватных воспитательных мер, способствующих созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение

Помните, детей учит то, что их окружает ...

  • Если ребенка часто критикуют − он учится ненавидеть.
  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность − он учится агрессивности.
  • Если ребенка часто высмеивают − он становится замкнутым.
  • Если ребенка часто позорят – он учится жить с чувством вины.
  • Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
  • Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
  • Если ребенка часто хвалят – он учится быть благодарным.
  • Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить в людей.
  • Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он вырастет добрым и уверенным в себе!

Как вести себя с тревожным ребенком?...

  • Выясните причину тревожности (используя метод беседы).
  • Не используйте ярлыки, так как ребенок не может быть плохим во всем.
  • Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребенка.
  • Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребенка.
  • Не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся проблеме ребенка.

*Рисунки тревожных детей, как правило, имеют много зачерненных «пятен» или, напротив, - слишком «прозрачны» и почти незаметны. Люди, изображенные тревожным ребенком, часто имеют большие темные (заштрихованные) глаза. Пословица «У страха глаза велики» точно отражает характер рисунков детей этой категории. Тревожные дети, которые имеют низкую самооценку, изображают себя маленькими, почти невидимыми, обычно в нижней части листа. Создавая свои «шедевры», они любят пользоваться ластиком, обводить и исправлять только что проведенные линии – их неуверенность во всем и боязнь сделать что-то не так проявляется и в художественном творчестве. Позы людей, как правило, статичны и однотипны: все замерли, все ждут, все как будто прислушиваются и присматриваются, а нет ли сигналов о надвигающейся опасности?

Как вести себя с нервным ребенком?...

  • Найдите причины нервности и попытайтесь сгладить ее (наблюдение, беседа).
  • Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребенка, не управляйте ребенком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
  • Создавайте ребенку психологический комфорт и все время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
  • Чаще поощряйте, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого, а в случае неудачи, оценивайте с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.

*Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние ребенка отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т. п. Невротичное поведение и чувство неполноценности могут выражаться в том, что на рисунке будет изображена маленькая фигурка, часто – в нижней части листа, с крошечными ступнями; или властная фигура одного из родителей преувеличенных размеров.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?...

Гиперактивность диагностируется, если ребенок суетлив; чаще бегает, чем ходит; если что-нибудь делает, то с шумом.

  • Выясните причину гипердинамичности. Нередко она - следствие мозговой дисфункции.
  • Главное лекарственное средство — игра. Переведите неусидчивость ребенка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
  • Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
  • Лучшие друзья гиперактивного ребенка — противоположные ему по темпераменту и складу характера.
  • Запаситесь терпением, поощряйте старания ребенка.
  • Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.

*Импульсивность, неумение долго заниматься одним делом, управлять своим поведением, своими движениями, свойственными гиперактивным детям и отражаются в их произведениях. Рисунки редко бывают симметричными: если на бумаге изображено дерево, то ствол может быть искривлен, ветви «раскидистые», а листья четко не прорисованы, изображены «символически». Если изображены люди, то это «пляшущие человечки». Они никогда не статичны. Люди и животные на рисунках никогда не стоят на месте в неподвижной позе, они как будто размахивают руками (лапами, хвостами), прыгают, вертят головой.

Как вести себя с застенчивым ребенком?...

  • Не давите на ребенка собственным авторитетом.
  • Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
  • Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
  • Подчеркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
  • Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  • Хвалите ребенка, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.

*Если ребенок часто рисует дом без окон и дверей, это говорит о проблемах в общении с другими людьми, о замкнутости. Чем меньше окна, тем более стеснителен малыш. Если же он неуверен в себе, то спрячет руки у человечка на рисунке за спину или в карманы (отсутствие рук в рисунках детей старше 6 лет может быть показателем застенчивости, пассивности или задержки интеллектуального развития). В самом низу листа (причем 2/3 пространства вверху пустует) рисуют человека детки, у которых занижена самооценка.

Как вести себя с упрямым ребенком?...

Прежде чем перевоспитывать, убедитесь, что ребенок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.

  • Переключите упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувства собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
  • Если нет реальных поводов для упрямства, а «дух противоречия» беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.

*Линии рисунка размашистые, с сильным нажимом, предполагают невысокий уровень самоконтроля. Для таких детей полезны игры с несложными правилами, предполагающие наличие нескольких игроков. Активные занятия спортом также научат лучше понимать себя и соотносить свои желания с интересами команды.

Как вести себя с ребенком, который «устраивает сцены»?...

  • Не создавайте сами опасных прецедентов и ограничьте круг запретов. Если ребенок уже «завелся», не поддерживайте его: если вы хмуритесь – он станет дерзким, вы повысили голос – он закричал, вы ругаете его, а он – уже невменяем. Не создавайте такую цепную реакцию. Спокойный тон или даже молчание куда действеннее.
  • Не утешайте ребенка запретными вещами.
  • Умейте переключать внимание ребенка.
  • То, что разрешили вчера, разрешите и сегодня.
  • Запреты всех взрослых должны быть одинаковы.
  • Гасите воинственность ребенка своим спокойствием, превратите «сцену» в игру. Успокойте сюрпризом. Если не удалось отвлечь ребенка, попробуйте на какое-то время оставить его в покое, не обращать на него внимания. Заядлые крикуны обычно очень любят поскандалить именно на публику и довольно быстро затихают, если их никто не видит. Старайтесь оставаться абсолютно спокойными – ребенка обезоруживает тот факт, что вы всерьез не воспринимаете его причуды и что криком и истерикой он ничего не добьется. В случае истерики говорите с ребенком тихо, попробуйте смочить и приложить ко лбу и вискам крикуна прохладную тряпочку. Успокойте его нежными словами.
  • Требования должны быть привлекательными.

*Для детей с эмоциональной неустойчивостью в рисунках характерны незавершенность в изображении предметов и действий; резкая деформация рисунка; бедность деталей; не доведенные до границ рисунка линии.

Как вести себя с агрессивным ребенком?...

  • Запрет, а тем более «ор» лишь усугубляет проблему.
  • «Санкция» должна соответствовать поступку.
  • Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребенка, не используйте агрессивные методы воспитания.
  • Чаще используйте прикосновения (тактильный контакт).
  • Не переходите на личность, не оскорбляйте достоинства ребенка.
  • Используйте удивление для реагирования на агрессию.
  • Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребенка.
  • Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в нужное русло.

*Рисунки агрессивных детей отличаются большим количеством острых углов. Часто они изображают острые зубы, острые шипы, клыки, когти и т. д. Дети, которые в жизни привыкли добиваться своего с помощью кулаков, часто рисуют большие зачерненные, заштрихованные руки. Кстати, штриховка рук может свидетельствовать о мышечных зажимах в этой области. Те ребята, кто любит обзываться и кричать на других, привыкли вступать в многочисленные споры с окружающими, как правило, рисуют большой открытый рот с огромными, острыми зубами. Обычно агрессивные дети предпочитают либо темные цвета (черный, коричневый и др.), либо очень яркие (красный, зеленый). «Герои» рисунков агрессивных детей чаще всего люди действия. Они сражаются, кричат, догоняют кого-то, приказывают грозным тоном, ругаются, дерутся.

Как вести себя с невнимательным ребенком?...

Нарушение внимания диагностируется, когда ребенок: часто переспрашивает; легко отвлекаем внешними раздражителями; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает, но кажется, что не слышит.

  • Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Большое значение для развития внимания имеют развивающие, обучающие и ролевые игры. Хорошим материалом для тренировки внимания служат картинки со скрытыми в них изображениями; картинки, где нужно найти отличия; нарисованные лабиринты и др.

*В рисунках детей, у которых объем и концентрация внимания малы, наблюдаются незавершенность в изображении отдельных деталей рисунка; разбросанность (например, начиная рисовать одного члена семьи, переходит на изображение другого человека, не закончив до конца первого).

Упражнения для развития процессов внимания:

Тренировка распределения внимания – вычеркивать в газетном тексте определенные буквы: одну или две (например, «а» и «ю», на следующий день какие-либо другие буквы и т.д.).

Тренировка объема внимания – взрослый в отсутствии ребенка выкладывает на стол какое-то, на первых порах небольшое, количество предметов (ручку, несколько карандашей, тетрадь, игрушку) и все это закрывает. Затем приглашает ребенка, на несколько секунд открывает все предметы, опять закрывает и просит перечислить все, что тот увидел.

Как вести себя с аутичным ребенком?...

  • Старайтесь вызвать у ребенка потребность эмоционального общения с окружающими и научить испытывать радость от него.
  • Дозируйте общение с ребенком, чтобы он не уставал, но не оставляйте его наедине с самим собой.
  • Помогите ему освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
  • Заинтересуйте его играми.
  • Учите замене монологов диалогами.
  • Не говорите в присутствии ребенка о его поступках, которые вас раздражают.
  • В момент агрессии переключайте внимание ребенка в позитивное русло.
  • Стремитесь сделать свою совместную деятельность с ребенком целенаправленной и своевременной, помогая ему приспособиться к действительности.

*Аутичные дети рисуют по-своему: вдумчиво, не торопясь, иногда для них это целый ритуал. Например, деревья на их рисунках обычно имеют толстый ствол, занимающий большую площадь на листе, от ствола отходят ветки, как правило, похожие на широкие прямоугольные доски от забора. Листьев на ветках совсем немного. Тематика произведений аутичных детей, как правило, очень однообразна. Дети могут изо дня в день, из месяца в месяц, даже из года в год изображать один и тот же сюжет, одних и тех же персонажей, выполняющих одни и те же действия. (Однако нельзя забывать, что подобное «постоянство художественного вкуса» свойственно и тревожным детям, которые боятся неудачи, и тем детям, которые просто не умеют рисовать или имеют проблемы с мелкой моторикой).

Как вести себя с конфликтным ребенком?...

  • Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
  • Не обсуждайте проблемное поведение при ребенке.
  • Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
  • Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребенка.
  • Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.

*Если ребенок выполнил очень контрастное изображение – это показатель неразрешенного для ребенка конфликта. Если изобразил себя ближе к одному из родителей, то это признак конфликта в отношении с одним из родителей.

 

Памятка воспитателям по работе с агрессивными детьми...

Причины агрессивного поведения детей:

  • Агрессия - как защита.
  • Агрессия - как средство удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
  • Агрессия - как способ психической разрядки.
  • Агрессия для удовлетворения блокированной потребности.

Причины мстительного поведения детей:

  • Противоречивость требований к ребенку со стороны взрослых, в результате чего у ребенка формируется оппозиционное отношение к внешнему окружению
  • Собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны
  • Использование наказаний детей, как способа реагирования и разрядки у  взрослых собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады, обиды)
  • Неконструктивный стиль общения с ребенком: использование приказов, обвинений, угроз, постоянные «ты-сообщения» (ты не прав, ты меня утомил, ты нас расстраиваешь и т.п.), вербальные оскорбления детей, игнорирование их чувств, желаний и интересов.

Рекомендации воспитателям по работе с агрессивными детьми:

1. Научить детей приемлемым способам выражения гнева (выражать гнев безопасным способом, эмоционально отражать свой гнев, вербальный контакт с собственным гневом, обсуждение мотивов гнева)
2. Помочь ребенку в плане высвобождения истинных переживаний (боли, обиды), которые прячутся за внешними проявлениями гнева.
3. Помочь ребенку изменить восприятие ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное.
4. Научить детей осознавать свой гнев.
5. Научить  управлению собственным гневом.
6. Научить  конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

Методы и техники коррекции агрессивного поведения детей

Направления коррекционной работыМетоды и техники коррекционного воздействия
1. Снижение уровня личностной тревожности Релаксационные техники: дыхательные упражнения, мышечное расслабление
движение под музыку
рисование страхов
беседы на тревожащие ребенка темы
2. Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей работа с изображениями эмоций
рассказывание эмоционально окрашенных историй
рисование эмоций
разыгрывание сценок
3. Развитие позитивной самооценки учить позитивному восприятию собственного “Я”
создавать ситуации успеха
использовать системы поощрений и наград за успехи

4. Обучение детей выражению своего гнева приемлемыми способами
рисование гнева
“письма гнева”
вербальное выражение гнева
5. Обучение детей способам самоконтроля релаксационные техники+дыхательная гимнастика
проговаривание негативных действий: “расскажи, что ты хочешь сейчас сделать”;попробовать довести ситуацию до абсурда
ввод правил:”посчитай до 10”
осознание своего гнева через телесные ощущения:”покажи рукой, лицом, как ты зол”
6. Обучение детей конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации ролевые игры
спортивные игры
детальный разбор произошедших конфликтных ситуаций, их возможных последствий с выведением конструктивных способов решений
введение правил поведения на занятиях с последующим поощрением позитивного поведения

Этапы установления контактного взаимодействия с агрессивным ребенком

Стадии взаимодействияХарактер контактаОсновная тактика педагогаРезультат
1)Расположение к общению Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Отсутствие советов, уверений Безусловное принятие, без одобрения и согласия Принятие
2)Поиск интересов Необходимо найти общий интерес (нейтральный). Показать заинтересованность в интересах подростка. Подчеркнуть значимость ребенка. Беседы о ценностях Ровное отношение, при этом подчеркивать уникальность личности ребенка Положительный эмоциональный фон
3)Выяснение предполагаемых положительных качеств Разговоры о положительных качествах, поиск оригинального Определить, как ребенок относится к отрицательным качествам других людей, Затем поиск отрицательных качеств у себя. Авансирование доверия ребенку Создание ситуации безопасности

4)Выяснение предполагаемых опасных качеств
Уточнение границ и пределов личности ребенка. Выявление качеств, мешающих общению, можно высказаться о собственных негативных качествах Принятие позитивного без обсуждения, возможны возражения и сомнения Ситуация доверия открытости
5)Адаптивное поведение Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы взрослого. Подчеркивание динамики представлений о ребенке. Подчеркивание индивидуальности ребенка, учитывая ее в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Обсудить может ли приспособиться к особенностям другого Открытые высказывания, стимулирование, советы Определение «предмета» (качества) изменения и преобразования
6)Установление оптимальных отношений

Соблюдение норм общения. Составление планов по самоизменению.

Проявление огорчения со стороны педагога за проступки

Общие намерения

Создать (по возможности) ситуацию успеха

Согласие на выполнение принятого плана
Чувство стыда ребенка

Методические рекомендации для сотрудников органов власти "Права ребенка"

Методические рекомендации по профилактике уходов несовершеннолетних детей из дома

Алгоритм работы правоохранительных органов при поиске пропавших детей

Памятка для родителей по профилактике саовольных уходов детей из дома "Предупредить беду"

Психолого-педагогические причины уходов детей из дома

Ребенок уходит из дома. Причины, последствия. Превенция

Коррекция поведения несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы

Направления работы специалиста по работе со случаем по уходам детей из дома

Психологическая помощь по предотвращению работы со случаем по уходу детей из семьи

          

Все права защищены

Полное или частичное копирование
материалов сайта допускается
только с указанием первоисточника

Яндекс.Метрика



Партнеры

fond gordeeva fond marova zacov Виктория портал1 doshkol mir1 ufanet vk video pass

Ufa 1026 semya jurav satotis razvit obrazovkulturasocialkom molsport

Обратная связь
Как со мной связаться:
Закрыть Отправить