Часто опекуны, приемные родители сталкиваются с поведенческими отклонениями детей, которые объединяют в понятие «гиперактивность». При этом, не подозревая о том, что это медицинский диагноз, нуждающийся, во-первых, в специальной диагностике и, во-вторых, в медикаментозном сопровождении.
Это задачи для врачей, но и психологи способствуют снижению гиперактивности в ситуациях, связанных с нарушениями социальной среды, повышая родительскую компетентность и вырабатывая навыки эффективного поведения в конфликтах и других сложных для ребенка ситуациях.
Сопутствующими психологическими причинами, усиливающими гиперактивное поведение ребенка, являются:
· Эмоциональный голод – недостаток материнской ласки, заботы, человеческого общения. Отсутствие теплого, тесного контакта с близкими родственниками.
· Педагогическая запущенность.
· Неполная семья или большое количество детей.
· Высокий уровень психической напряженности в семье: постоянные ссоры и конфликты между родителями, избыток эмоций и действий, связанных с проявлениями власти и контролем, недостаток эмоций и действий, связанных с любовью, заботой, пониманием. Жестокое обращение с ребенком.
· Различные подходы в воспитании ребенка от разных родителей.
· Продолжительная разлука с родителями.
· Низкий уровень образования и культуры родителей.
· Длительные болезни или смерть родителей.
· Повторные браки.
· Асоциальное поведение (алкоголизм, наркомания, правонарушения, аморальный образ жизни).
· Отсутствие знаний о природе расстройств ребенка, неумение вести себя адекватно при столкновении с проявлениями гиперактивности.
Если говорить о приемных детях, то подавляющее большинство их имеет набор таких причин, провоцирующих нарушения активности поведения.
Как же отличить гиперактивного ребенка от просто активного? Неуправляемого от своевольного? Основное отличие заключается в том, что в первом случае ребенок не принадлежит себе, не способен использовать волю в выборе эффективного поведения. Гиперактивный ребенок даже если искренне хочет сдержаться, не может этого сделать. В его поведении нет злонамеренности. Он просто не владеет собой. Зато им владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, хаос, тревога, страх, агрессия… он подобен щепке, влекомой куда-то бурным потоком страстей.
То есть, при всей своей внешней активности внутренне он совершенно безынициативен. Куда его понесет, туда он и понесется. Конечно, каждый ребенок может войти в раж и на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие эпизоды, а привычное состояние. Так ребенок с нарушениями социального характера не будет во вред себе в незнакомом коллективе демонстрировать осуждаемое поведение, а «безобразно» будет вести себя только в присутствии знакомых и родных людей. Своевольные дети вполне могут сдерживаться, если считают это нужным. А если они распоясываются как, например, в магазине, когда им отказывают в какой-то игрушке, то это значит, что они уверены в своей безнаказанности. Получив отпор, строптивцы быстро «входят в разум».
У гиперактивного ребенка, наоборот, в присутствии малознакомых людей тревога возрастает и поведение становится еще более неадекватным, контакты с чужими людьми действуют на них растормаживающе. В отличие от своевольных детей, умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует какой-то своей цели.
Подобный ребенок отличается от других еще и тем, что двигательная подвижность у него распространяется на весь организм: руки и ноги находятся в беспокойном, и произвольном движении, но данные движения эти дети выполняют не твердо и уверенно, а излишне мечутся во все стороны и своей неуклюжестью лишь осложняют дело. Их болтливость ничто иное, как перенесение мускулатурного беспокойства на область речи. Не дослушав вопроса, гиперактивный ребенок спешит ответить невпопад первое, пришедшее в голову. Они часто задевают, роняют, сбрасывают окружающие предметы. Конфликтные ситуации они не могут разрешить эффективными способами, вследствие чего часто инициируют драки и ссоры. Не умеют сосредотачиваться на выполнении задания. Он активен всегда – не зависимо от ситуации! Что делать спрашивают родители? Спешить обратиться к специалистам: врачам, психологам, педагогам. Чем раньше, тем лучше. Комплексный индивидуальный в каждом случае подход способен если не полностью, то в значительной мере скорректировать проблему гиперактивности ребенка.