Кто такой учитель-дефектолог?

Рассказывает учитель-дефектолог МБОУДО ЦППМСП «Журавушка» г. Уфы  Кагирова Алия Фиргатовна:

«Родители часто задают мне вопрос: «Чем учитель-дефектолог отличается от учителя-логопеда?» Учитель-дефектолог — это специалист, который работает со всеми видами нарушений развития умственных способностей у детей.

Какие функции выполняет учитель-дефектолог?

Во-первых, проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре. Это помогает специалисту организовать работу с ребенком так, чтобы максимально компенсировать и скорректировать выявленные недостатки развития.

Во-вторых, учитель-дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

В-третьих, деятельность учителя-дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развитие игровых способностей, что является главным видом деятельности для детей дошкольного возраста.

Когда нужно обращаться к дефектологу?

  • Обращаться в тот момент, когда вы заметили, что у вашего ребенка есть трудности в развитии, и все ваши попытки помочь не дают видимых результатов;
  • если у вашего ребенка есть различные заболевания (например, ДЦП, РАС, тугоухость и др.);
  • если у ребенка стоит диагноз «задержка психического развития» или «умственная отсталость»;
  • если вы столкнулись с педагогической запущенностью ребенка.

Основные направления коррекционной работы с детьми:

  • сенсорное и сенсомоторное развитие;
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • умственное развитие (формирование соответствующих возрасту общеинтелектуальных умений);
  • нормализация ведущей деятельности возраста;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
  • готовность к восприятию учебного материала;
  • формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, мелкой и крупной моторики, речи, фонетического слуха, психических процессов и др.

Таким образом, спектр коррекционно-развивающих занятий настолько широк, что дети, занимаясь с большим интересом не замечают, что чему-то целенаправленно учатся».