• Необходимо, по возможности, своевременно и калорийно питаться.
    • Употребление избыточного количества жидкости усилит усталость, соблюдайте в этом свою норму.
    • Ничто не заменит хороший сон, используйте время, отводимое для отдыха, только по назначению. Активный отдых, в том числе физическая нагрузка на свежем воздухе, снимет Вашу усталость и нервную нагрузку.
    • Смех и позитивные эмоции – вот ваше оружие против стресса. Пользуйтесь им себе во благо. Смотрите комедии, веселитесь, танцуйте и пойте свои любимые песни.
    • Достаточный сон 7-8 часов
    • Регулярная физическая активность
    • Учиться слушать свое тело
    • Избегать синдрома спешки
    • Равновесие между работой и развлечением (выяснить, чем является работа – лекарством или стресс-фактором?)
    • Проговаривать свои проблемы вслух
    • Учиться принимать то, что Вы не можете изменить
    • Избегать одиночества (если мало друзей, возьмите инициативу в дружбе)
    • Делать в определенное время что-то одно
    • Не бояться идти на компромисс (лучшее средство - делать что-то для других)
    • Анализировать свои проблемы
    • Вырабатывать в себе самопонимание (сформируйте ответы на основные вопросы в жизни)
    • Учиться на своем опыте, а не на чужом (человек не может учиться на чужом опыте, он может его только наблюдать)
  • Чтобы выйти из состояния стресса, успокоиться, необходимо найти действенный способ самопомощи. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе «Стоп», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Выйти из стрессового состояния поможет:

    • противострессовое дыхание: медленно выполняйте глубокий вдох через нос, на пике вдоха задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким и продолжительным выдохом Вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
    • минутная релаксация: расслабьте уголки рта, увлажните губы, расслабьте плечи, сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела - помните, что они отражают Ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что Вы не хотите, чтобы окружающие знали о Вашем стрессовом состоянии, в таком случае Вы можете изменить язык «тела и лица» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.
    • оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите окружающую Вас среду, независимо от того, где Вы в данный момент находитесь. Главное: обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если Вы их хорошо знаете, медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности, постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации», сосредоточившись на каждом отдельном предмете, Вы отвлекаетесь от внутреннего напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей Вас обстановки.
    • покиньте помещение, в котором у Вас возник стресс, если позволяют обстоятельства, перейдите в другое место, где никого нет, и где Вы можете остаться наедине со своими мыслями.
    • сделайте простые упражнения: поставьте ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь, голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз, дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимите голову (так, чтобы она не закружилась).
    • займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой, любая деятельность, особенно физический труд, играет роль громоотвода, помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
    • включите успокаивающую музыку, ту, которую Вы любите, постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней. Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полному расслаблению, вызывает положительные чувства.
    • постарайтесь вспомнить что-нибудь приятное, какой-нибудь особенно примечательный день Вашей жизни (например: свадьбу, рождение ребенка и т.д.).
  • Совсем скоро у детей начнется новый учебный год, а для первоклассников одно из самых важных событий, начало нового этапа в жизни.

    Первый год обучения в школе будет сложным не только для ребенка, но и для самих родителей. Придется привыкнуть к новому режиму дня, к новым правилам и требования, к выполнению домашних заданий.

    Согласно санитарно-эпидемиологические правилам и нормативам, обучение в первом классе проводится без домашних заданий (СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"). Наиболее трудным для ребенка будет пройти период адаптации в новой среде. Поэтому в первом классе для успешной адаптации необходимо большое внимание уделить режиму дня и режиму питания первоклассника, а также подготовиться к предстоящей нагрузке во 2 классе.

    Для успешного выполнения домашних заданий и сохранения здоровья ребенку, родителям необходимо:

    1. Организовать постоянное место для занятий, где первоклассник будет заниматься только выполнением домашних заданий. Также важно, чтобы все необходимые учебные материалы лежали под рукой. Таким образом, у ребенка должна выработаться привычка, необходимая установка на работу.
    2. Подготовиться к работе: проветрить комнату, убрать игрушки, лишние вещи, выключить телевизор, музыку, чтобы ребенок не отвлекался. Научить ребенка перед выполнением домашней работы уточнить все задания и подготовить все необходимое (учебники, тетради, канцелярские принадлежности и т.д.). Постепенно у ребенка выработается привычка к планированию своих действий.
    3. Ограничить длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях").
    4. Соблюдать распорядок дня. Установить точное время начала занятий для выработки привычки к установленному часу приступить к работе.
    5. Распределить выполнение заданий по степени сложности. В первое время целесообразно начинать работу с решения более легких заданий. Но в дальнейшем учитывать особенности своего ребенка: если родитель видит, что ребенок на начальном этапе работы активный, а к концу становится более пассивным, то выполнение заданий нужно начинать со сложных заданий. А если у ребенка в процессе возрастает работоспособность, то выполнение домашних заданий можно начать с легких заданий.
    6. Определить соотношение времени на выполнение домашних заданий, на отдых, прогулки, сон, увлечения и хобби. Очень важно, чтобы каждое занятие не мешало другому.
    7. Устанавливать перерыв на 10-20 минут между каждым заданием.
    8. Предоставлять возможность ребенку самостоятельно выполнять домашние задания. Ребенок сам должен попытаться справиться с трудными моментами. В противном случае в будущем у ребенка не сформируется привычки прилагать усилий при выполнении более сложных заданий.
    9. Обязательно каждый день проверять выполненное домашнее задание. Это порождает у ребенка чувство защищенности, завершенности. Необходимо начать проверку домашних заданий с положительной оценки. В первую очередь нужно похвалить ребенка за правильно выполненные задания. А по поводу заданий с ошибками предложить перепроверить задание еще раз для получения правильного ответа. Благодаря этому ребенок начнет выполнять задание без чувства бессилия.
    10. И самое главное наличие положительной, благоприятной атмосферы дома и в семейном окружении. Стараться быть всегда в хорошем настроении, встречать ребенка со школы с улыбкой, учиться быть терпеливыми при определенных трудностях и не забывать поощрять и хвалить ребенка за его даже небольшие успехи.
  • Значение книги в жизни каждого человека очень велико, но в современном мире дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Таким образом, теряется интерес к чтению, вследствие чего замедляются и процессы интеллектуальной деятельности. Поэтому очень важно прививать ребенку интерес к чтению с самого раннего возраста. Чтение развивает у ребенка эмоциональную сферу, воображение, речь, память, логическое мышление.

    Родителям важно придерживаться определенных правил:

    1. Развивать у ребенка интерес к чтению стоит тогда, когда еще ребенок сам не умеет читать, а только слушает маму. Благодаря интонации, выразительному чтению у ребенка появится интерес к книгам.
    2. Приучать ребенка к самостоятельному чтению следует в том возрасте, когда ребенок будет готов к этому. Не стоит торопить его и принуждать.
    3. Важно придерживаться нагрузки, чтение книги стоит начать с легких произведений и постепенно переходить к сложным.
    4. Полезным будет выделить отдельное место для чтения (комфортное, укромное место, где никто не будет мешать). Также будет плюсом, если в доме будет небольшая библиотека, а может быть и детская, специально, предназначенная для ребенка.
    5. Важно установить определенное время для чтения, лучше перед сном и не забывать о нем, чтобы у ребенка четко сформировалось привычка к установленному часу взять книгу на руки.
    6. Нужно показывать ребенку, что родители ценят книги: покупают их, дарят их в качестве подарков, посещают библиотеки.
    7. Родителям необходимо организовать совместные походы в книжные магазины, и дать ребенку самому выбрать понравившуюся книгу.
    8. Очень важно организовать совместное семейное чтение книг.
    9. Также полезно разгадывать с детьми кроссворды, ребусы, писать сочинения и т.д.
    10. Если у ребенка есть определенные интересы и увлечения, можно собирать книги на соответствующую тему.
    11. Можно повесить на видное место список, где ребенок будет наблюдать свой прогресс (сколько книг он прочитал, за какое время, какой сложности).
    12. Также полезно детям читать книги по просмотренным фильмам и после организовать обсуждение (в чем разница по сценарию, какие плюсы и минусы в книжном варианте и какие в фильме, что больше понравилось и т.д.).
    13. Важно поощрять чтение детей вслух, оно развивает навык чтения, дикцию, а также уверенность в себе.
    14. Немаловажно воспитывать бережное отношение ребенка к книге.
    15. Важно дарить детям книги с теплыми и добрыми пожеланиями!
  • Большинство родителей на разных возрастных этапах сталкиваются с агрессивным поведением своего ребёнка.

    Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Такой ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Агрессия способ привлечения внимания взрослых и сверстников. Не всегда они заканчиваются так, как хотелось бы.

    Воспользуйтесь приведенными ниже советами, чтобы скорректировать агрессивное поведение ребенка:   

    Прежде всего, проанализируйте собственное поведение и стиль отношений между членами семьи. Дети копируют поведение своих родителей.

    Следите, чтобы ваши слова ни расходились с делом (к примеру: говорим о недопустимости применения нецензурных слов, а сами их применяем).

    Когда ребенок еще маленький не просто скажите ему, что нельзя драться, кусаться, обзываться, бросать в других детей игрушки, постарайтесь  объяснить ребенку, как чувствует себя тот, кого ударили или укусили. Расскажите, почему нужно вести себя дружелюбно.

    Не теряйте самообладания. Если каждый раз, когда ребенок начинает драться, вы выходите из равновесия, вскоре он поймет, что можно привлечь ваше внимание с помощью агрессивного поведения.

    Исключите просмотр ребенком агрессивных импортных мультфильмов, и тем более совместный просмотр взрослых фильмов ужасов или триллеров.

    Нельзя запрещать ребёнку выражать негативные эмоции. Любые эмоции – это нормально, важно научиться правильно их выражать. Подавляя ребёнка, вы выключаете у него эмоциональный интеллект, сильно затрудняя ему развитие навыков общения.

    Помогите ребенку найти способ для «экологичного» выражения агрессии (это может быть спортивная секция, подвижные игры).

    Не злоупотребляйте замечаниями и критикой. Вместо того чтобы говорить как не надо делать, говорите как надо делать.

    Не следует вести разговоры об агрессивности ребенка при посторонних людях и уж тем более — при сверстниках. Это только повысит сосредоточенность ребенка на данной особенности своего характера, и придаст чувство обреченности и неприятия себя значимыми близкими.

    Не прикасайтесь к ребенку в тот момент, когда вы злы на него. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату.

    Не применяйте силу. Применяя по отношению к ребенку телесные наказания, вы тем самым разрешаете ему бить других.

    При всей занятости на работе и домашних делах, ежедневно находите время для своего ребенка, совместных занятий, чтения, разговоров о его интересах и увлечениях. Это позволяет ребенку почувствовать, что для вас он самый важный и любимый человечек в мире. Ощущение собственной значимости и ценности для родителей формирует у ребенка здоровую нервную систему, самооценку и дружелюбное настроение.

  • В наши дни мы все проводим много времени в интернете, в том числе дети и подростки. Им интернет необходим для выполнения школьных заданий, общения с учителями и другими учениками, интерактивных игр и выполнения других задач. Это прекрасное место для обучения и общения.

    Каждый родитель хочет, чтобы дети чувствовали себя в безопасности, находясь в сети. Опасны не только вирусы и хакеры, которые могут украсть личную информацию; помимо них существует кибербуллинг (травля), неприемлемый контент и пр. Родители всегда должны быть в курсе того, что их дети видят и слышат в интернете, с кем общаются и что рассказывают о себе.

    Ниже приведены рекомендации, которые помогут родителям обеспечить безопасность детей в сети, а также научить детей безопасному поведению в интернет пространстве.

    Храните имена пользователей и пароли в безопасности и периодически меняйте их. Для многих используемых детьми веб-сайтов требуется имя пользователя и пароль. Убедитесь, что дети знают, что эту информацию нельзя передавать никому, даже друзьям. Храните имена пользователей и пароли в секрете и обязательно меняйте пароли, если подозреваете, что кто-то мог их узнать.

    Если дети пользуются электронной почтой, объясните, что никогда не нужно открывать никаких ссылок и вложений, поступивших с электронным письмом, если они не знают отправителя. Такие письма, необходимо не открывая, помечать как спам.

    Не разглашайте личную информацию в интернете. Дети и подростки не должны сообщать никому в интернете свое полное настоящее имя, адрес, район проживания, номер телефона и прочие данные. Общее правило: никогда не сообщать информацию, которая могла бы помочь интернет-преступникам и мошенникам. Даже небольших деталей, таких как название школы, спортивной команды, часто посещаемых местах достаточно, чтобы раскрыть личность.

    Если дети используют сайты, позволяющие общаться с незнакомцами, например, платформы социальных сетей, объясните, что не нужно никому сообщать личную информацию и тем более добавлять в друзья тех, с кем они лично не знакомы. Если кто-нибудь начинает задавать им вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки, и тем более приглашать на встречу, они сразу прекратят общение и сообщат об этом вам.

     Будьте внимательны в социальных сетях. Действия детей и подростков в социальных сетях требуют особого внимания. Напомните им, что все опубликованное в интернете (фотографии, комментарии, личная информация) сразу становится общедоступным, и любой может увидеть это. Даже после удаления информации, большинство контента можно восстановить. Частные учетные записи иногда подвергаются утечкам или атакам злоумышленников.

     Используйте надежное решение для кибербезопасности. Используйте на компьютерах, телефонах и других гаджетах официальные, платные антивирусные системы известных компаний и другие системы защиты, устанавливайте родительский контроль в соответствии с возрастом ребенка. Бесплатные антивирусы, как правило, не обеспечивают должный уровень защиты информации, а кроме того устанавливают на устройство дополнительные ненужные программы.

     Объясните опасность передачи геоданных. Почти все современные приложения и веб-сайты имеют функции отметки геопозиции или передачи данных о местоположении. Дети и подростки должны знать, чем опасно сообщать о своем местоположении, и что не следует неосознанно соглашаться с таким условием во всплывающих окнах приложений. Публичная демонстрация данных о местоположении подвергает детей различным опасностям: от сетевых интернет-похитителей, которые могут найти их, до риска кражи личных данных. Убедитесь, что дети понимают, что означает, когда в приложении спрашивается, можно ли передавать данные о местоположении.

     Создайте список правил использования интернета. Один из лучших способов управлять использованием интернета детьми всех возрастов – это сесть и совместно составить список правил использования интернета в соответствии с их потребностями. Вы можете показать ребенку сайты для детей и подростков, поговорить о том, почему важно установить правила, и попросить их поделиться, если он чувствуют себя некомфортно или ему угрожает что-то, найденное в интернете, и т. д.

    Используйте одинаковые правила при общении онлайн и лично. Научите детей тому, что к онлайн и к личному общению применимы одни и те же правила. При общении в интернете и написании комментариев лучше оставаться добрым и вежливым, не следует писать ничего такого, что не смогли бы сказать в лицо. Это также применимо и при анонимной публикации сообщений. Публикация обидных и грубых вещей – это не только некрасиво и нелицеприятно по отношению к другим, но также может навредить репутации и повлечь гражданско-правовую ответственность.

    Объясните детям, как себя вести, если они сталкиваются с оскорблениями в свой адрес. Не нужно идти на провокации и оскорблять в ответ, достаточно заблокировать человека или отправить жалобу администратору сообщества или группы. Если человек продолжает оскорблять с других аккаунтов, необходимо сообщить об этом вам.

    Расскажите о существовании фальшивых рекламных объявлений. Обсудите с детьми рекламные программы и мошенничество, связанное с фальшивыми рекламными объявлениями в сети. Некоторые объявления выглядят как реальные предложения, побуждающие загрузить фальшивое приложение (игру), зарегистрироваться для участия в розыгрыше или предоставить личную информацию в обмен на бесплатные призы. Они также могут быть представлены в виде ссылок, которыми можно поделиться с друзьями или опубликовать в социальных сетях. Такие объявления нужно игнорировать и блокировать.

    Такое же правило касается и рекламы азартных игр. Объясните подросткам, что такие приложения используются для получения прибыли или мошенничества.

    Полезно устанавливать специальные плагины и приложения, блокирующие рекламу и нежелательный контент.

     Мониторинг истории поиска в интернете. Родителям детей любого возраста рекомендуется периодически проверять историю браузера, чтобы понять, какие сайты посещают их дети. Убедитесь, что в настройках браузера включено отслеживание истории, и проверяйте ее на всех устройствах с доступом в интернет. Если вы столкнетесь с подозрительными сайтами, спросите о них у ребенка. Продемонстрируйте детям максимальную открытость при отслеживании их действий в интернете, чтобы они не ощущали, что за ними шпионят.

    Проверка достоверности информации. Многое из того, что публикуется в интернете, является искаженной информацией или просто фейком. Учите детей критически относиться к тому, что они смотрят и читают в интернете. Учите проверять, анализировать надежность сайтов и достоверность полученной информации по другим источникам.

    Обеспечение безопасности детей в интернете так же важно, как и в реальном мире. Безопасность в интернете достигается постоянными разговорами с детьми о том, как и для чего используется интернет, и знанием, как обеспечить их защиту. Также крайне важно информировать их о рисках, связанных интернетом, о безопасном и вежливом общении в интернете и о действиях в случае, если они столкнулись с чем-то неуместным.

  • Безопасное поведение детей на улице и в общественных местах - тема важная и актуальная. Важно обсуждать с ребенком правила безопасности на улице и в общественных местах.

    Гуляя с ребенком, взрослые должны помнить, что они своим поведением лучше всяких лекций учат правилам поведения на улице. Если родители доброжелательно и приветливо отвечают другим людям, соблюдают правила дорожного движения, то ребенок без лишних напоминаний будет поступать так же.

    Напоминайте детям и просите их повторять основные правила поведения на улице и в общественных местах:  

    Нельзя кричать, свистеть, громко разговаривать, произносить неприличные, оскорбительные слова.

    Нельзя толкаться, делать резкие движения в местах скопления людей, в транспорте.

    Опасно играть в активные игры недалеко от проезжей части.

    Нельзя наносить вред окружающим предметам и обстановке (писать на стенах, ломать дворово-парковые постройки и т.п.), оставлять после себя мусор.

    Нельзя вступать в разговор с незнакомыми людьми.

    Нельзя садиться в машину (даже если за рулем или в салоне находится женщина). Пусть ребенок не стесняется  ответить категорическое «НЕТ!».

    Не принимать подарки и угощения от незнакомых людей, даже если они говорят, что это рекламная акция и бесплатно.

    Нельзя гулять в отдаленных и безлюдных местах. Следует избегать и больших скоплений людей.

    Нельзя поднимать лежащие на улице предметы и тем более пользоваться или играть с ними (игрушки, конфеты, сотовые телефоны, колющие предметы, шприцы и иголки, пачки сигарет и т.д.).

    Важно всегда соблюдать правила дорожного движения, переходя дорогу, обязательно пользоваться переходами, не перебегать дорогу перед движущимся транспортом.

  • Ученые - нейробиологи и психологи давно доказали связь между мелкой моторикой рук и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Мелкая моторика также развивает зрительную память, координацию движений и воображение.

    Предлагаем вашему вниманию несколько простых упражнений для развития мелкой моторики у ребенка:

    Переливайте жидкости из одной емкости в другую.

    Играйте с мозаиками и пазлами.

    Сортируйте пуговицы по цвету и размеру.

    Собирайте конструкторы.

    Рвите бумагу.

    Опускайте предметы в узкие отверстия, например в дырочки дуршлага или горлышко бутылки.

    Застегивайте пуговицы и завязывайте шнурки.

    Лепите из пластилина.

    Рисуйте пальцами, карандашами, кисточками.

    Обводите рисунки по контуру.

    Вырезайте из бумаги разные фигурки.

    Расчесывайте кукол и заплетайте им косички.

    Стройте из песка или камешков замки, горки.

    Лепите пельмени, пропалывайте грядки, собирайте ягоды.

    Играйте с игрушками разных форм и размеров.

  • Часто на прием к психологу приходят родители с жалобой на агрессивное поведение старшего ребенка после рождения младшего. Причем родители говорят, что старший ребенок очень хотел братика или сестричку, готовился к его рождению. Но затем, его как подменили – стал капризным, обидчивым, непослушным, обижает младшего.

    «Что же происходит, и с чем это связано?», – спрашивают родители.

    Рождение первого ребенка в семье – это очень важное, яркое и эмоционально значимое событие. Все взрослые с трепетным ожиданием готовятся к этому чуду – рождению маленького человечка. Отныне всё родительское внимание, забота, любовь принадлежат только ему.  Наслаждаясь этим, первый ребенок испытывает безопасность и безмятежность существования. Затем в его жизни случается драма – появляется второй.

    Появление младшего члена семьи часто сопровождается агрессивным поведением старшего, а иногда и его умственным регрессом (заметным, но обратимым). К примеру, ребёнок, давно отвыкший от соски, требует её снова, не хочет воспроизводить слова или фразы, которые уже знает. Такие проявления вызваны стремлением старшего ребенка вернуть родительское внимание и свою власть над ними обратно. Однако первенец сталкивается с тем, что «вернуть всё назад» невозможно. Именно тогда ребенок начинает активно протестовать, проявлять в поведении негативизм и агрессию.

    В дальнейшем между сиблингами складываются непростые, а порой и конфликтные отношения. Дети могут ссориться из-за самых незначительных мелочей. Например, из-за того, что ребенку кажется, что он меньше получает внимания, любви и заботы от родителей, чем его сестра или брат. Или из-за несправедливости, которую ребёнок наблюдает по отношению к себе: когда брат или сестра получает больше подарков, сладостей, одобрения, теплых улыбок от родителей, чем он.

    Как же родителям сохранить мир в семье?

    Во-первых, взрослым нежелательно принимать сторону кого-либо из детей, не следует во всеуслышание оценивать поведение ребёнка: «Ты поступаешь плохо». Мелкие ссоры между детьми неизбежны, а потому лучше не реагировать на них слишком остро.

    Во-вторых, родителям нельзя допускать проявления физического или психологического насилия между детьми. Одной из грубейших ошибок взрослых считается запрет детям на высказывание своей точки зрения на возникший конфликт.

    В-третьих, чтобы не провоцировать ещё большей враждебности между сиблингами, родителям не следует обсуждать их ссоры с посторонними, тем более в присутствии детей.

    Взрослым важно учить своих детей самостоятельно разрешать споры, чётко объяснять друг другу свои мотивы. Например, «Я злюсь, потому что ты без спроса взял мою машинку». А также устанавливать определённые рамки при появлении конфликта – если одному ребенку что-то не нравится, он произносит слово «Стоп!» Тогда другой ребенок понимает, что возникла проблема.

    Родителям необходимо давать высказаться всем сторонам, участвующим в конфликте.  Причём их задача не только выслушивать жалобы детей, но и способствовать поиску решения, которые подойдут каждому ребенку.

    Важное условие сохранения доброжелательных отношений в семье – это сделать все необходимое для объединения семьи. Например, совместные обеды, совместный досуг, заниматься вместе с детьми домашними делами.

    Насколько бы сложными не были отношения между братьями и сёстрами, тем не менее, дети активно влияют друг на друга.

    От того, насколько они научатся справляться с конфликтами, зависит не только микроклимат в семье, но и характер взаимодействия детей с людьми вне семьи.