• Хорошее настроение – особое эмоциональное состояние. Позитивный жизненный настрой дарит прилив сил и энергии, позволяет сохранить физическое и психологическое здоровье, именно поэтому важно знать, как можно управлять своим настроением.

    Следующие рекомендации помогут вам восстановить душевное спокойствие:

    Попробуйте японскую практику «синрин-йоку» или лесное купание. Прогулки в лесу и в парке поднимают настроение и самооценку. При регулярных прогулках уходит раздражение и беспокойство, повышается работоспособность и устойчивость к стрессам.

    Обнимите сами себя. Если во время стресса вы остались одни, можно обнять самого себя и тем самым почувствовать человеческое тепло. У этого метода имеется и научное объяснение. Цель самообъятий – повышение уровня гормона окситоцина, гормона счастья, повышающего настроение.

    Делайте перерыв. Порой у нас нет настроения тогда, когда мы слишком много работаем или учимся без перерывов. Устраивайте себе периодически небольшой отдых на 10-15 минут. Это позволит дольше сохранять жизненные силы и избавит от негативных мыслей.

    Походите. Когда мы подавлены, то негативные эмоции «придавливают» нас к земле, чтобы преодолеть это, походите на цыпочках несколько минут. В этом время старайтесь вытянуться в струну, словно вы стремитесь взлететь вверх.

    Улыбайтесь. Отложите все дела, встаньте и просто улыбайтесь как можно дольше. Мозг автоматически начнет думать, что у вас действительно есть для этого повод и даст телу соответствующие сигналы. И через несколько минут вы поймете, что чувствуете себя лучше.

    Избегайте плохих новостей в средствах массовой информации. Наоборот, возьмите за правило ежедневно отыскивать по 5 хороших новостей, случившихся в стране или в вашем городе.

    Делайте страшные гримасы. Стресс влияет на все, в том числе и на мышцы лица. Симптомами стресса являются: напряженное лицо, изо всех сил сжатые зубы и головная боль. Поэтому одним из наиболее распространенных способов борьбы со стрессами является попытка расслабить мышцы лица. Гримасы, причем, чем страшнее, тем лучше, являются чем-то вроде внутреннего массажа, необходимого для этих мышц. Делать гримасы лучше перед зеркалом.

    Кричите. С тех пор как пещерные люди бродили по земле, крики и возгласы помогали людям выражать разные чувства. Дело в том, что во время крика меняется химический состав в организме. Крики высвобождают гормоны эндорфины – болеутоляющие нашего организма, способствующие снятию стресса. Не обязательно бежать в поле, чтобы выпустить крик. Вы можете покричать в полную силу в подушку или в одеяло.

    Найти и запомнить. В течение дня нужно найти десять поводов для радости, порадоваться от души и проследить, как изменилось ваше состояние в этот момент. При возможности посмотритесь в зеркало, прочувствуйте и постарайтесь запомнить ощущения в теле. На следующий день найдите десять поводов для удивления и проследите, как меняется состояние. По такой же схеме отработайте все эмоции, повышающие эффективность человеческой деятельности: принятие, доверие, интерес, восхищение.

  • Сенсомоторное навыки составляет основу психического развития детей дошкольного возраста. Различные отклонения в формировании сенсомоторных навыков наблюдаются у дошкольников с задержкой психического развития.

    Воспитателю (родителю) следует обратить внимание на следующие признаки:

    • не проявляют выраженного познавательного интереса;
    • поверхностное обследование предметов;
    • длительное время используют манипулятивные действия вместо игр;
    • снижены все виды восприятия;
    • наблюдается рассеянность внимания и повышенная отвлекаемость;
    • ограничен объём памяти и затруднено запоминание;
    • трудности в усвоении знаний об определенных сенсорных эталонах;
    • снижены межанализаторные связи (недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации);
    • трудности в формировании пространственно-временных ориентировок.

    При наличии у ребенка нескольких признаков следует обратиться к педиатру и другим специалистам (неврологу, дефектологу, психологу, логопеду).

    Для полноценного сенсомоторного развития детей необходимо создание специально организованных условий:

    1. Поддерживать оптимальный двигательный режим с использованием здоровьесберегающих технологий.
    2. Создать сенсорно-стимулирующее пространство c использованием дидактических игр, игрушек и пособий разного вида. Например, строительные конструкторы, пирамидки, матрешки, лото, плоские и объемные геометрические фигуры разного цвета и величины, материалы М. Монтессори и т.д. Использовать различные пособия, направленные на развитие сенсомоторных навыков и активизацию познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти, речи) у детей.
    3. Организовать сенсомоторный уголок. В уголке могут быть предметы, которые остаются после пройденной темы на занятии. Они используются для дальнейшего закрепления пройденного материала.
    • Для развития слухового восприятия: шуршалки, пищалки, гремелки, свистульки, музыкальные инструменты, записи голосов животных и птиц и т. д.
    • Для развития зрительного восприятия: парные картинки с признаками различий, точечные изображения, картинки-штриховки (контур предмета заштрихован), картинки-прятки (надо найти и назвать предметы) и т.д.
    • Для развития чувства осязания: массажные мячи, шершавые и гладкие доски для ощупывания, кусочки различных материалов (ткани, меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги), разные по форме мелкие предметы, различные крупы в мешочках или баночках и т.д.
    • Для развития чувства обоняния: коробочки или баночки, наполненные пахнущими веществами (кофе, лук, чеснок, апельсиновые корки, мыло, духи).
    • Для развития чувства вкуса: овощи, фрукты, сахар, соль (по теме занятия).
    • Для развития мелкой моторики: природные материалы (горох, орехи, фасоль, зерна, шишки, желуди, ракушки, камешки и т.д.); бытовые предметы (колечки, краски, карандаши, веревочки, ленты, прищепки, канцелярские скрепки, катушки, пуговицы разной величины, липучки, платки, шарфы); настольные игры (вкладыши, пазлы, кубики, разрезные картинки, мозаики разной величины, шнуровки, пирамидки, матрешки, конструкторы ЛЕГО, трафареты и т. д.).

    Материал подготовлен дефектологом Центра «Развитие» Васильевой О.А.

    Задать интересующие вопросы, проконсультироваться у педагогов-психологов, логопедов, дефектолога Центра «Развитие» можно по телефону: 281-07-13.

     

  • Чаще всего педагоги обращаются к родителям, когда у детей возникают проблемы с обучением и поведением. У родителей в этот момент возникает естественная реакция - защитить своего ребенка. Если учитель и родители не смогут найти общий язык, это может привести к конфликту.

    Чтобы каждая встреча с родителями не вызывала шквал негативных эмоций и стресса, педагогу нужно придерживаться эффективных техник взаимодействия.

     

    1. Подберите удобный способ коммуникации.

    У родителей, постоянно занятых на работе, нет времени на посещение очных собраний и консультаций, проходящих в школе. Многие из возникающих вопросов можно решить в ходе переписки или разговора по телефону. Однако есть ситуации, когда педагогу стоит настаивать на личной встрече. Условия переговоров — даты, конкретные часы, способы связи — должны обговариваться заранее.

    2. Подготовьтесь к разговору.

    Заранее подумайте о том, что вы хотите сказать. Если вы хотите обсудить несколько тем, составьте список вопросов и расставьте их по приоритетности. Список поможет не забыть что-то важное, если вы отвлечетесь или родители будут отвечать не так, как вы ожидали.

    3.Создайте обстановку для диалога.

    Педагог продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы педагог сидел, а родитель стоял. Нужно проследить, чтобы в классе никого не было, никто не вмешивался в разговор. Вызывая родителя для беседы, педагог не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ученика.

    4. Начните с похвалы и с хороших новостей.

    Чтобы снять с родителей напряжение, первым делом нужно сказать об умениях ученика школы, о хороших чертах. Можно упомянуть об успешно написанной диагностике, контрольной работе, об участии в конкурсе. Если у ребенка нет учебных достижений, можно подметить его любознательность, аккуратность по отношению к своим вещам. Выделяйте хоть что-то позитивное, тогда настрой родителей будет меняться в лучшую сторону, они поймут, что у вас нет цели осудить и принизить их ребенка.

    5.Используйте местоимение «Я».

    Начните разговор со слов «Я заметила», «Я беспокоюсь», «Я чувствую». Это лучший способ поделиться своими мыслями с родителями и сделать это так, чтобы они не восприняли ваши слова на свой счет. Например, вместо слов «Ваш ребенок хуже всех выполняет домашнее задание», скажите - «Я заметила, что ваш ребенок стал хуже делать домашнее задания. Может, вы знаете причину такого поведения?». Так вы не обвиняете родителей в том, что они не справляются со своими обязанностями, а высказываете озабоченность и желание найти решение проблемы совместными усилиями.

    6.Проведение диалога.

    Факты о поведении или успеваемости ученика, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться корректно, без оценочных суждений. Также не следует после положительной информации об ученике продолжать рассказ, о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный». Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я не могу понять...», «Меня беспокоит...», «Я хочу понять, что стоит за этим.». При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений. От учителя требуется умение слушать. После того как учитель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого об учащемся и его семье. Конкретные советы должны даваться учителем только в том случае, если родитель просит у него совета.

    7.Завершение диалога.

    Обращайте внимание на родительскую точку зрения, сформированную в ходе диалога. Педагогу рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания - «резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то...» - и наметить пути дальнейшего сотрудничества. Хорошо, если родители могут сразу озвучить, какие меры они планируют принять в рамках решения вопросов, касающихся поведения и успеваемости их ребенка. Прощаться с родителем учителю следует, обращаясь к нему по имени-отчеству, поблагодарить за беседу, доброжелательно и с улыбкой.

    Материал подготовила педагог-психолог Центра «Развитие» Мелещенко Л.М. при использовании ресурса https://blog.school-olymp.ru/kak-pedagogu-obshhatsya-s-roditelyami/

  • Артикуляционная гимнастика проводится для того, чтобы подготовить речевой аппарат к правильному произношению различных звуков речи.  Звук произносится хорошо только тогда, когда органы артикуляции  (губы,  язык,  мягкое  небо)  достаточно подвижны,  работают  слаженно.  Артикуляционные движения должны быть достаточно четкими, ненапряженными.

    Именно  артикуляционная  гимнастика  способствует  выработке правильных движений органов артикуляции, а в результате этих движений и произносятся правильные звуки.

    Проводить артикуляционную  гимнастику  с  ребенком  необходимо перед каждый занятием.

    Примерный  комплекс  упражнений  артикуляционной гимнастики.

    I. Упражнения для нижней челюсти:

    1. «Окошко» - широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.
    2. «Заборчик» -  улыбнуться  (зубы  видны).  Удерживать  губы  в  таком положении.
    3. Рот приоткрыть,  затем  полуоткрыть,  открыть  как  можно шире,  затем также поэтапно закрыть.
    4. Сидя за  столом,  положить  локти  на  стол,  голову  опустить  на  руки, прижав подбородок к ладоням. Медленно открывать и закрывать рот.

    II. Упражнения для губ:

    1. «Улыбка» -  удерживать  сильно  растянутые  губы  в  улыбке.  Зубы  не видны.
    2. «Трубочка» («Хоботок») – вытягивание губ вперед.
    3. Чередование «Улыбки» и «Трубочки».
    4. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.

    III. Упражнения для языка:

    1. «Лопатка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.
    2. «Иголочка» - узкий, напряженный язык высунут вперед.
    3. «Часики» - поочередно касаться кончиком языка уголков рта.
    4. «Качели» - касаться кончиком языка области за верхними передними зубами – альвеол и опускать его за нижние передние зубы.
    5. «Лошадка» - цоканье (щелканье) языком.
    6. «Киска сердится»  -  выгибание  вверх  и  продвижение  вперед  спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним передним зубам.

    IV. Упражнения для мягкого неба:

    1. Широко открыть рот и произносить звук [А].
    2. Проглатывать слюну при закрытом рте и сомкнутых зубах.
    3. Проглатывать несколько капель воды из пипетки.
    4. Зевать.
    5. Покашливать.

     

    Выполняя  с  ребенком  артикуляционную  гимнастику,  не забывайте простые правила:

    1. Артикуляционную гимнастику надо проводить в форме игры.
    2. На одном  занятии  ребенку  можно  предложить  для  выполнения  не более  трех  –  четырех  упражнений.  Упражнений  нового  типа  может быть не более двух.
    3. К выполнению  новых  упражнений  можно  переходить  только  после того, как усвоены предыдущие.
    4. Взрослые должны  уметь  показать  ребенку,  как  выполняется  то  или иное упражнение.
    5. Старайтесь  избегать  негативных  оценок,  лучше  отметить  успехи ребенка.
  • Буллинг (травля) – это не просто "конфликт" или "дети поссорились". Это систематическое агрессивное поведение, при котором более сильный (физически или психологически) ученик или группа целенаправленно причиняет вред, унижает или изолирует более слабого. И учитель – ключевая фигура в обнаружении и остановке этого. Молчание и бездействие усугубляют проблему. Вот что делать:

    Часть 1: Тревожные звоночки: Как РАСПОЗНАТЬ буллинг?

    Жертва редко жалуется открыто из-за страха или стыда. Наблюдайте за косвенными признаками:

    У "жертвы":

    Необъяснимые синяки, порванная одежда, "потерянные" вещи.

    Частые "болезни", нежелание идти в школу (особенно перед контрольными или после каникул).

    Резкое ухудшение успеваемости, потеря интереса к учебе.

    Замкнутость, подавленность, тревожность, плаксивость.

    Избегание определенных мест в школе (столовая, туалет, раздевалка) или людей.

    Отказ участвовать в общих мероприятиях, всегда один на переменах.

    Низкая самооценка, самоуничижительные высказывания ("я дурак", "я никому не нужен").

    У "агрессора(ов)":

    Агрессивное поведение по отношению к конкретному ребенку (насмешки, обидные прозвища, толчки, пинки, сплетни, порча вещей).

    Создание групп "против" одного.

    Распространение унизительных записок, рисунков, фото/видео (включая соцсети – кибербуллинг!).

    Манипулирование, провокации ("а слабо...", "он сам начал").

    Наслаждение властью над другим.

    В группе:

    Резкое разделение класса, изгнание одного из общих игр/чатов.

    Шепот, переглядывания, смешки, когда входит или что-то говорит определенный ученик.

    Всеобщее молчание или смена темы, когда спрашиваете о ситуации с этим учеником ("Не знаем", "Он сам виноват").

    Важно! Если вы заметили несколько таких признаков, особенно систематически, это серьезный повод для вмешательства. Не надейтесь, что "само рассосется".

     

    Часть 2: Первые шаги педагога: Как ПРАВИЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ в момент инцидента или после обнаружения?

    1. ОСТАНОВИТЕ травлю НЕМЕДЛЕННО:

    Спокойно, но твердо прервите действие: "Стоп!", "Так поступать нельзя!", "Немедленно прекратите!".

    Разведите участников: попросите агрессора(ов) и жертву пройти в разные места (например, жертву – в кабинет психолога/социального педагога, агрессора – к вам в кабинет или к завучу). Никогда не разбирайте ситуацию публично!

    Обеспечьте безопасность жертве.

    1. ПОГОВОРИТЕ с участниками ОТДЕЛЬНО (сначала с жертвой, потом с агрессором, затем со свидетелями):

    С ЖЕРТВОЙ:

    Создайте безопасную атмосферу: "Я вижу, что тебе тяжело. Я здесь, чтобы помочь".

    Выслушайте без осуждения: Дайте выговориться. Используйте техники активного слушания ("Понял(а)", "Расскажи подробнее", "Что случилось потом?").

    Верифицируйте чувства: "Похоже, тебе было очень страшно/обидно/унизительно?"

    Не обвиняйте: не спрашивайте: "Почему ты не дал сдачи?", "Чем ты его спровоцировал(а)?". Жертва никогда не виновата!

    Обещайте поддержку и план: "Спасибо, что рассказал(а). Это очень важно. Мы не оставим это просто так. Я поговорю с (агрессором/классом/администрацией/родителями - уточните, с кем именно и зачем). Мы вместе подумаем, как тебе помочь и как это остановить". Спросите разрешения на разговор с родителями.

    Предложите помощь психолога: "С тобой может поговорить школьный психолог, чтобы было легче справиться. Хочешь?"

    С АГРЕССОРОМ:

    Говорите о ПОСТУПКЕ, а не о личности: не "Ты плохой!", а "Твой поступок (конкретно что он сделал) причинил боль и унизил (Имя)".

    Выясните мотив (осторожно): "Почему ты так поступил? Что тебя разозлило/расстроило?" (Цель – понять контекст, НЕ оправдать!). Часто за агрессией стоит собственная боль или желание власти.

    Обозначьте неотвратимость ответственности: "Тебе нужно будет (извиниться письменно/устно, выполнить полезную работу для класса, встретиться с психологом, обсудить это с родителями и директором – в зависимости от тяжести)".

    Предложите альтернативу: "Как по-другому можно было выразить свой гнев/решить конфликт/завоевать авторитет?".

    Привлеките родителей: обязательно информируйте родителей агрессора о ситуации и принятых мерах.

    СО СВИДЕТЕЛЯМИ:

    Соберите информацию ("Что вы видели/слышали?").

    Объясните их роль: "Молчание – это поддержка агрессора. Важно сообщать о таких случаях взрослым".

    Обсудите, как можно было помочь жертве (позвать учителя, заступиться, поддержать после).

    Подчеркните важность их будущих действий в подобных ситуациях.

    1. ИНФОРМИРУЙТЕ администрацию и специалистов:

    Обязательно сообщите классному руководителю (если это не вы), школьному психологу, социальному педагогу, завучу, директору.

    Документируйте: Запишите дату, время, место, участников, суть инцидента, ваши действия, разговоры. Это важно для дальнейшей работы и отчетности.

     

    Часть 3: Дальнейшая работа и ПРОФИЛАКТИКА: как не допустить повторения?

    1. Работа с Жертвой:

    Обеспечьте постоянную поддержку: регулярно интересуйтесь самочувствием. Создайте "безопасное лицо" (психолог, доверенный учитель).

    Помогите восстановить социальные связи: аккуратно вовлекайте в позитивные групповые активности (проекты, дежурства) с поддерживающими одноклассниками.

    Поддержите родителей: объясните им ситуацию, дайте рекомендации, как поддержать ребенка дома.

    Следите за рецидивами: Травля может возобновиться скрытно.

    1. Работа с Агрессором:

    Четкие последствия: Применяйте санкции, оговоренные уставом школы (замечание, выговор, привлечение к труду, временное отстранение). Они должны быть неотвратимыми.

    Психологическая помощь: Направьте к школьному психологу. Важно понять корни агрессии (проблемы в семье, низкая самооценка, желание власти, копирование поведения).

    Восстановительный подход (если уместно): в некоторых случаях (особенно с подростками) может помочь медиация или "Круги сообщества" под руководством психолога, чтобы агрессор осознал вред и попытался загладить вину (не вместо, а вместе с последствиями!).

    Работа с родителями: объясните серьезность ситуации и их ответственность. Требуйте их включенности в работу по изменению поведения ребенка.

    1. Работа с КЛАССОМ (Ключевая профилактика!):

    Открытый разговор (без указания имен!): Проведите классный час на тему буллинга: что это, почему это плохо, как распознать, как помочь жертве, куда сообщить. Используйте видео, кейсы, ролевые игры.

    Четкие правила и нетерпимость к травле: ещё раз проговорите школьные и классные правила, подчеркните нулевую терпимость к буллингу. Объясните последствия для всех участников.

    Формирование эмпатии и навыков общения: Включайте в программу уроки/тренинги по эмоциональному интеллекту, разрешению конфликтов, уважению различий, взаимопомощи.

    Создание позитивного климата: Поощряйте сотрудничество, командные проекты, взаимную поддержку. Отмечайте проявления доброты и уважения.

    "Альтернативное" сообщество: Создавайте места и ситуации, где "непопулярные" дети могут проявить себя с лучшей стороны (кружки, проекты, волонтерство).

    1. Школьный уровень:

    Антибуллинговая политика: убедитесь, что в школе есть четкий, известный всем (ученикам, родителям, учителям) документ – Положение о противодействии буллингу, с описанием шагов и ответственности.

    Обучение педагогов: Все учителя должны знать признаки буллинга и алгоритмы действий.

    Доступная помощь: Ученики и родители должны знать, КОНКРЕТНО к кому (психолог, социальный педагог, доверенный учитель, администратор) и КАК (лично, анонимный ящик, чат) они могут обратиться за помощью.

    Работа с родителями: Информируйте родителей о проблеме буллинга на собраниях, через школьный сайт/чат. Объясняйте, на что обращать внимание и что делать, если ребенок стал жертвой или агрессором.

     

    Главное помнить:

    Буллинг – это насилие. Требует немедленного и серьезного вмешательства.

    Вы не одни! Действуйте в команде: администрация, психолог, социальный педагог, родители.

    Последовательность и настойчивость. Остановка буллинга – процесс, а не разовое действие.

    Не бойтесь "выносить сор из избы". Сокрытие проблемы ради "имиджа школы" губительно для детей.

    Ваша роль критически важна. От ваших действий зависит психологическое и физическое благополучие учеников.

    Не проходите мимо! Ваше внимание и грамотные действия могут спасти ребенка от глубокой травмы и создать в классе атмосферу, где учиться и расти – безопасно.

  • Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие мелкой моторики – залог нормального развития интеллекта ребёнка. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки.

    На кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Мелкая моторика и речь у людей развиваются параллельно: вначале мы осваиваем тонкие движения пальцами рук, затем учимся произносить слова. В дальнейшем, чем более ловкими становятся пальцы, тем больше совершенствуются речевые реакции. Все движения, которые совершаются пальцами, способствуют развитию важных психических функций – памяти, внимания, мышления.

    Достоинством игр по развитию мелкой моторики рук является то, что для их проведения не требуются специальные игрушки и пособия. В этих играх используются подручные материалы.

    1. Предложите ребёнку скомкать одной рукой, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь уместился в кулачке.
    2. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Предложите ребёнку нарисовать какие-нибудь предметы (забор, волны, солнышко, буквы, цифры и др.).
    3. Нанизывайте бусины, бисер, колечки от пластиковых трубочек.
    4. Учите расстёгивать и застёгивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
    5. Выкладывайте из палочек узоры по образцу и по желанию.
    6. Подвесьте где-нибудь пучок ниток и научите ребёнка заплетать косы.
    7. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания.
    8. Давайте детям рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях.
    9. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребёнка сделать то же самостоятельно. После того как ребёнок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков.
    10. Насыпьте на блюдце горох. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами как при сборе ягод, потом берёт следующую горошину, потом ещё и ещё – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками одновременно.
    11. Предложите ребёнку собрать счётные палочки одними и теми же пальцами разных рук, двумя указательными, двумя средними и т.д.
    12. Предложите ребёнку построить «колодец» из счётных палочек. Чем выше и ровнее колодец, тем лучше.
    13. Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах». То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

    Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 мин.

    Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. И только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрение за малейший успех, неназойливая помощь, помогут добиться хороших результатов.

  • Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Эмоциональное выгорание у педагогов обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей, появляется личностная отстраненность, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся.

    По данным психологических исследований, через 20 лет работы в образовательных учреждениях у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все педагоги.

    Доктор психологических наук В.В. Бойко дает следующие рекомендации о том, как экономно расходовать свои личностные ресурсы в работе с людьми.

    • Жить с девизом «В целом все хорошо. Все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.
    • Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.
    • Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать, прежде всего, социальный, гуманный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.
    • Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.
    • Просьбы, советы, требования, обращенные к кому-либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.
    • Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не «прокручивать» в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.
    • Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.
    • Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.
    • Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.
    • Использовать техники снижения эмоционального напряжения, к которым можно отнести следующие упражнения.

    Упражнение «Порой я балую себя»

    Вспомните и составьте список тех дел, которые вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя. Когда список будет готов, отметьте, как часто вы делаете то, что отмечено на листе, если результат вас не устроит, то это повод начать менять свой образ жизни.

    Упражнение «Передышка»

    Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

    Упражнение «Муха»

    Нужно сесть удобно, руки свободно положить на колени, плечи и голову опустить, глаза закрыть и мысленно представить, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

    Упражнение «Лимон»

    Нужно сесть удобно, руки свободно положить на колени (ладонями вверх), плечи и голову опустить, глаза закрыть. После того, как глаза будут закрыты нужно мысленно представить себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

    У педагога не всегда есть время и место для того, чтобы регулярно проводить психотехнические упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, состоящий из фраз, которые учитель может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой:

    • «Я спокоен и уверен в себе»;
    • «Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом»;
    • «Я люблю своих учеников и всегда радуюсь встречам с ними. Я открыт к диалогу с моими учениками»;
    • «Я верю в то, что смогу легко и быстро восстановиться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрым и энергичным. Я чувствую прилив энергии во всем теле»;
    • «Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих учеников. У нас с ними полное взаимопонимание...».

    Существуют незыблемые правила, которые помогут Вам не «сгореть» на работе:

    • Отпуск – это святое.
    • Война войной, а обед по расписанию.
    • Сверхурочная работа, это исключение, а не правило.
    • Профессия не должна быть единственным увлечением.
    • Семья важнее работы.
    • Здоровье не купишь.

    И главное помните, что работа – это всего лишь часть жизни!

  • Знакомо? Утро начинается с чувства усталости, уроки даются с трудом, раздражают даже любимые ученики, а мысль о проверке тетрадей вызывает тоску. Это не просто «плохой день» – это тревожные звоночки эмоционального выгорания. Педагог – профессия, которая требует огромных душевных вложений. И как любой аккумулятор, наши внутренние ресурсы нужно регулярно подзаряжать. Не ждите полного истощения! Вот простые, но действенные шаги для профилактики:

    1. Ваш главный союзник: Тайм-менеджмент (Управление временем)

    Съешьте лягушку утром": самую сложную, неприятную задачу (например, составление сложного отчета) делайте ПЕРВОЙ. Сделав это, вы почувствуете облегчение, и день пойдет легче.

    Делите слона на бифштексы: Большой проект (подготовка к педсовету, разработка программы) разбивайте на маленькие, понятные шаги. Выполняйте по 1-2 шага в день. Видимый прогресс мотивирует!

    Планируйте «буферы»: не расписывайте день поминутно! Обязательно оставляйте пустые "окошки" (15-30 минут) между делами на непредвиденное: затянувшийся разговор с родителем, срочное поручение завуча, просто перекур и чай. Это снимет постоянный цейтнот.

    Нет – это нормально: научитесь вежливо отказывать, если вас просят взять на себя еще одно дело сверх меры. "Я бы с радостью, но сейчас моя загрузка максимальна" – веская и профессиональная фраза.

    Автоматизируйте рутину: используйте шаблоны для часто пишущихся документов (характеристики, планы уроков), цифровые инструменты для проверки тестов (где возможно), списки дел (в блокноте или приложении).

    1. Экстренная подзарядка: Техники быстрой релаксации

    Когда чувствуете, что «закипаете» или силы на исходе:

    Глубокое дыхание (1 минута): Сядьте прямо. Медленно вдохните носом на 4 счета, задержите дыхание на 2 счета, медленно выдохните ртом на 6 счетов. Повторите 3-5 раз. Это мгновенно успокаивает нервную систему.

    Мини-перерыв (2-5 минут): Выйдите из класса на перемене, закройте глаза, представьте приятное место (пляж, лес). Послушайте успокаивающую музыку в наушниках. Просто попейте воды осознанно, не думая о делах.

    «Заземление» (30 секунд): Если накрывает волна тревоги или злости: посмотрите вокруг, назовите про себя 5 вещей, которые видите; 4 вещи, которые слышите; 3 вещи, которые чувствуете (теплая чашка в руках, ветерок из окна); 2 вещи, которые ощущаете на запах; 1 вещь на вкус (можно мысленно). Помогает вернуться "в здесь и сейчас".

    *   **Движение – жизнь: Даже короткая прогулка вокруг школы на перемене, пара упражнений на растяжку в учительской (наклоны, потягивания) или быстрый подъем по лестнице вместо лифта помогут сбросить напряжение.

    1. Ваша крепость: Установление здоровых границ

    Это ВАЖНЕЙШИЙ пункт профилактики выгорания!

    Рабочее время – свято: определите четкое время, когда вы НЕ работаете. Не отвечайте на рабочие звонки и сообщения родителей/коллег вечером, в выходные (кроме реальных экстренных случаев). Отключайте уведомления. Ваше личное время – не роскошь, а необходимость.

    Физические границы: если у вас есть свой кабинет или уголок в учительской – обозначьте его. Вежливо, но твердо дайте понять, когда вы заняты (например, проверкой или подготовкой) и не можете разговаривать. "Извините, я сейчас занят важной задачей, давайте поговорим на большой перемене/после уроков?"

    Эмоциональные границы: не берите на себя ответственность за все проблемы учеников и их семей. Ваша роль – поддержка и обучение в рамках возможностей школы. Помните инструкцию в самолете: "Сначала наденьте кислородную маску на себя, потом на ребенка". Вы сможете помочь другим, только если сами в порядке.

    «Не несите работу домой»: и в прямом (тетради, отчеты), и в переносном смысле. Старайтесь оставлять рабочие переживания за порогом дома. Создайте ритуал "переключения": переодеться, принять душ, выпить чаю – сигнал мозгу, что работа закончена.

    1. Не геройствуйте в одиночку: Поиск поддержки

    Коллеги – ваша опора: делитесь трудностями (конфиденциально) с понимающими коллегами. Совместное "поплакаться" и поиск решений в кругу своих – мощная терапия. Организуйте неформальные встречи (чай, прогулка).

    Профессиональная помощь: если чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, не стесняйтесь обратиться к школьному психологу или внешнему психологу/психотерапевту. Это признак заботы о себе, а не слабости.

    Внешний круг: Общайтесь с друзьями и семьей НЕ на школьные темы. Хобби, спорт, просто прогулки – наполняйте жизнь другими смыслами и радостями.

    Интернет-сообщества: найдите позитивные профессиональные группы или форумы (но избегайте токсичных!). Обмен опытом и поддержка единомышленников онлайн тоже ценны.

     

    Главное правило профилактики: Забота о себе – это не эгоизм, а профессиональная необходимость!

    Вы – самый ценный ресурс в классе. Когда ваша "батарейка" заряжена, вы можете дать ученикам гораздо больше: и знаний, и тепла, и терпения. Начните внедрять даже один-два шага из списка уже сегодня. Маленькие шаги приводят к большим изменениям. Берегите себя, вы нужны своим ученикам в ресурсном состоянии!

  • Отдых — не роскошь, а необходимость. По данным психологов, отсутствие восстановления ведет к профессиональному выгоранию.

    Летние каникулы — важное время для восстановления сил после напряженного учебного года. Чтобы отдых был продуктивным и действительно помог восполнить энергию, следуйте этим рекомендациям:

    1. Планируйте отдых осознанно
    • Применяйте принцип Парето (80/20): 80% удовольствия приносят 20% активностей. Сфокусируйтесь на главном — путешествиях, хобби, общении с близкими, а не на попытке успеть всё.
    • Составьте бюджет отпуска, чтобы избежать стресса от незапланированных трат.
    • Оставьте место для спонтанности: 1-2 дня без планов помогут получить неожиданные приятные впечатления.
    1. Уделите внимание физическому здоровью
    • Занимайтесь спортом: выберите активность по душе — плавание, йога, МФР-тренировка, катание на велосипеде, скандинавская ходьба. Даже 30 минут в день улучшат настроение и снизят стресс.
    • Сходите на массаж или спа-процедуры для снятия мышечных зажимов и улучшения сна.
    1. Позаботьтесь о психологическом комфорте
    • Практикуйте цифровой детокс: ограничьте рабочие чаты и почту до 5-7 минут в день.
    • Найдите время для хобби: творчество, арт-терапия, снижают уровень стресса.
    • Проводите время на природе: прогулки на свежем воздухе, однодневные пикники, походы восстанавливают эмоциональный баланс.
    1. Перезагрузите эмоции
    • Путешествуйте: даже короткая поездка в другой город сменит обстановку и вдохновит.
    • Найдите время для общения с близкими: совместные впечатления укрепляют отношения и дают чувство поддержки.
    • Позвольте себе «лениться»: лежать на диване, смотреть фильмы или просто ничего не делать — это тоже отдых.
    1. Подготовьтесь к новому учебному году без стресса
    • Дозируйте работу: выделите 1-2 недели в конце лета для плавной подготовки (например, обновление программ, планирование первых уроков).
    • Проведите ревизию гардероба и рабочего пространства: капсульный гардероб сэкономит бюджет, расхламление кабинета снизит тревожность.
    • Читайте для удовольствия: художественная литература и ненаучные книги помогут «переключить» мозг.
  • Как добиться дисциплины, чтобы учить, а не "тушить пожары"? Проверенные шаги от практиков.

    Знакомая картина? Вы объясняете тему, а в классе: кто-то перешептывается, кто-то смотрит в окно, кто-то вертит телефон под партой... Тратите силы и нервы на замечания, а урок идет не так. Хорошая новость: управление классом – это навык, которому можно научиться! И он строится не на страхе, а на ясности, предсказуемости и позитиве. Давайте разбираться, как это работает на практике:

    1. Фундамент: Четкие правила и ожидания (Все знают "что можно" и "что нельзя")

    Создавайте ВМЕСТЕ: не диктуйте правила сверху. На первом уроке (или в начале года) совместно с учениками обсудите и запишите 5-7 главных правил класса. Например: "Говорим по одному", "Слушаем, когда говорит учитель или ученик", "Уважаем друг друга", "Готовимся к уроку вовремя", "Телефоны в беззвучном режиме в портфеле".

    Конкретика вместо абстракции: не "Ведите себя хорошо", а "Когда учитель поднимает руку – мы замолкаем и смотрим на него". Не "Будьте вежливы", а "Просим прощения, если случайно кого-то задели".

    Визуализируйте: Напишите правила крупно и красиво, повесьте на видном месте. Для малышей – используйте картинки.

    Проговорите сценарии: обсудите как именно должно выглядеть выполнение правила. Например, "готовность к уроку" – учебник, тетрадь, ручка на парте; "слушаем ученика" – поворачиваемся к нему лицом, не перебиваем.

    Постоянно напоминайте (коротко!): не ждите нарушений. Перед началом деятельности: "Напоминаю, работа в парах: говорим шепотом, помогаем друг другу". Перед самостоятельной работой: "Телефоны убраны? Отлично, начинаем".

    1. Двигатель порядка: Позитивное подкрепление (Ловите их на хорошем!)

    Это ВАЖНЕЙШАЯ и часто недооцененная стратегия! Фокус на хорошем поведении работает лучше, чем наказание за плохое.

    Хвалите КОНКРЕТНО и СРАЗУ: не просто "Молодец!", а "Саша, как здорово, что ты поднял руку и дождался своей очереди!", "Марина, спасибо, что быстро открыла учебник на нужной странице!", "Отлично, 5-й ряд, все сразу начали работать!".

    Замечайте тишину и готовность: часто мы хвалим только ответы. Хвалите за то, что позволяет уроку идти: "Спасибо всем, кто сразу включился в задание", "Вижу, как внимательно многие слушают...".

    Используйте невербалику: Улыбка, одобрительный кивок, большой палец вверх, спокойное приближение к работающему ученику – мощные сигналы поддержки.

    Сэндвич" для коррекции: если нужно сделать замечание, "заверните" его между позитивом:

    1. Начните с хорошего (искренне!): "Коля, ты обычно так хорошо участвуешь в обсуждении..."
    2. Коррекция (коротко и спокойно): "...но сейчас, пожалуйста, дай договорить Маше".
    3. Завершите позитивом/доверием: "...я уверен(а), ты запомнишь это правило, и мы услышим твою интересную мысль позже".

    Групповые поощрения (осторожно!): "Спасибо первой группе за слаженную работу – вы заслужили +2 минуты к перемене". Или система баллов/жетонов за общие достижения класса (например, все вовремя сдали работу). Важно: убедитесь, что поощрение достижимо и справедливо.

    1. Предупредительный удар: Профилактика нарушений (Не ждите, пока начнется!)

    Мудрый учитель предотвращает проблемы, а не только реагирует на них.

    Эффект присутствия": не сидите за столом! Ходите по классу во время объяснения и самостоятельной работы. Ваше физическое приближение к потенциальному нарушителю часто останавливает его. Смотрите в глаза ученикам.

    "Разбитые окна": не игнорируйте МЕЛКИЕ нарушения (опоздание на 1 минуту, шепот, неготовое домашнее задание). Вежливо, но твердо реагируйте сразу ("Петя, дневник на стол, пожалуйста, отметим опоздание"). Если позволить мелочам, вырастут крупные проблемы.

    "Эффект имени": Используйте имена учеников в позитивном ключе ("Отличная мысль, Ира!", "Посмотрите, как Сережа аккуратно оформил решение"). Это привлекает внимание всех и дает чувство включенности. Если видите, что ученик вот-вот отвлечется, спросите его по имени о чем-то по теме ("Костя, как ты думаешь, что будет дальше?").

    Ритм и темп урока: Скука – главный враг дисциплины. Чередуйте виды деятельности (слушание, обсуждение, письмо, практика, игра). Держите темп, не давайте "мертвого" времени. Если видите, что активность падает – дайте короткое подвижное задание или смените вид работы.

    "Ближний круг" для "трудных": посадите учеников, склонных к нарушению дисциплины, ближе к своему столу или в зону вашего постоянного визуального контроля. Рядом – спокойных и мотивированных учеников.

    Невербальные сигналы: Разработайте систему жестов для частых ситуаций (например, поднятая рука = "всем внимание", палец к губам = "тише", кивок = "продолжай", покачивание головой = "стоп"). Это работает быстрее и тише слов.

    Предупреждайте заранее: "Через 5 минут заканчиваем работу, проверьте, все ли дописали". "Через 2 минуты я попрошу первого человека от каждой группы озвучить ответ".

     

    Золотые правила успеха:

    1. Последовательность – это ВСЕ! Если правило есть – оно работает ВСЕГДА, для ВСЕХ и с ПЕРВОГО раза. Нельзя сегодня требовать тишины, а завтра игнорировать шум. Ученики проверяют границы. Будьте предсказуемы в своих реакциях.
    2. Спокойствие – ваша суперсила. Крик, сарказм, раздражение – разрушают доверие и авторитет. Дышите глубже. Используйте паузу. Говорите тише, а не громче.
    3. Отношения важнее правил. Ученики охотнее следуют правилам того учителя, которого они уважают и который проявляет к ним искренний интерес. Улыбайтесь, узнавайте их, будьте справедливы.
    4. Начинайте с себя. Ваша организованность (начало урока вовремя, готовые материалы, четкий план) задает тон всему классу.

     

    Не ждите мгновенных чудес! Внедряйте приемы постепенно, будьте терпеливы и последовательны. Фокусируйтесь на прогрессе, а не на идеале. Когда ученики знают правила, чувствуют вашу поддержку и заняты делом – уроки становятся радостью и для них, и для вас!

  • Работа специалистов в сфере профилактики социального сиротства строится по технологии раннего выявления. Обязательным условием настоящей технологии является назначение куратора-специалиста. Особенность работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, заключается в том, что они часто бывают не замотивированы на сотрудничество и не осознают опасность своего положения. Поэтому при установлении контакта специалисту следует подготовиться и знать особенности построения взаимоотношений и этапы работы с семьей.

    Для установления и поддержания контакта при первом посещении семьи специалисту следует учесть:

    — семья намного лучше воспринимает человека, который готов выслушать, понять ее;

    — одна из задач первого визита в семью заключается в том, чтобы показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество;

    — снять напряженность, которая может возникнуть при посещении социальным педагогом их дома.

    Многие родители недооценивают сложность процесса консультирования, временных затрат, ориентированы на получение быстрого результата, переоценивают возможности социального педагога. Важно избегать неоправданных ожиданий, которые могут привести к чувству неудовлетворенности от общения со специалистом.

    Во время первого визита в семью специалисту и самому необходимо подготовить себя и настроится на установление контакта. Что бы все прошло быстрее и проще необходимо:

    — обрести состояние комфортности;

    — чувствовать себя раскованно;

    — настроить себя на сотрудничество;

    — быть уверенным, что совместно возможно улучшить ситуацию в семье;

    — активизировать профессиональную установку на оказание социально-педагогической помощи;

    — не сомневаться в собственной профессиональности;

    — не включать негативное самопрограммирование;

    — «встать на одну сторону с семьей»;

    — не противопоставлять себя семье;

    — не говорить, что правильно, а что неправильно, прежде чем не узнаете мнение семьи по этому поводу;

    — не форсировать события: семья, может оказаться неготовой и будет защищаться;

    — не сосредоточивать особое внимание на проблемах семьи, если семья не готова сама о них говорить.

    Основные элементы первого визита специалиста в семью:

    • Знакомство. Представьтесь, будьте при этом доброжелательным, спокойным и, если получится, уверенным в себе.
    • Социально-психологическая беседа. Если волнуетесь, чувствуете, что сами или семья не готовы к содержательной части диалога, — не спешите (иногда первый визит может завершиться знакомством). В этом случае договоритесь о времени следующего визита и распрощайтесь.

    Содержание первого визита специалиста в семью:

    • Объясните, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом. Семья может принять ваши объяснения, а может — нет.
    • Спросите, в какой помощи семья нуждается, согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным.
    • Обязательно проверьте, как члены семьи вас поняли и как восприняли.
    • Узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество.
    • Оцените качество контакта с семьей.
    • Спокойно выслушайте ответы членов семьи, примите их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут вам и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придется налаживать отношения.

    Принципы работы социально-педагогической службы с семьей:

    • Предметом внимания должна быть семья как целостная социальная единица.
    • Каждая семья может и имеет право нуждаться в необходимой ей помощи.
    • Всегда искать в семье позитивные стороны и ресурсы.
    • Контролировать получение семьей помощи.
    • Методическая помощь семье: обучение членов семьи различным навыкам, семейное консультирование.
    • Время, отпущенное на оказание помощи, должно быть ограничено.
    • Составление индивидуального плана реабилитации каждой семьи.

    Принципы создания и поддержки партнерских отношений:

    • Специалисту нужно самому хотеть быть вовлеченным в дела семьи, чтобы образовались определенные отношения.
    • Степень глубины взаимоотношений прямо пропорциональна затрачиваемому времени, усилиям, умению, эмоциям, а также зависит от позиции специалиста.
    • Отношения профессионально строятся по программе, которая начинается с вежливости и уважения, формирует взаимопонимание, устраняет безразличие, создает взаимосвязи и, наконец, кристаллизует партнерство.
    • Совместная работа еще не является неоспоримым доказательством установления искомых отношений. Часто она просто является средством манипуляции.
    • Способность нравиться, чувство взаимной предрасположенности очень важны для создания необходимых отношений между социальным педагогом и семьей.
    • Самые лучшие партнерские отношения между социальным педагогом и семьей – это отношения на личностном уровне.

    Таким образом, придерживаясь вышеизложенных рекомендаций, можно избежать некоторых трудностей, связанных с установлением и поддержанием контакта с семьей, организовать эффективную работу по сопровождению и преодолению семьей трудной жизненной ситуации.

  • «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают…

    Желание наказать есть желание мести».

    Л.Н. Толстой

    • Так издавна у них в семье поступали предыдущие поколения родителей. Будучи детьми, родители сами подвергались телесному наказанию.
    • Родители не знают о последствиях телесного наказания для развития ребенка, в то время как оно оставляет глубокие следы в психике ребенка и влияет на его поведение и индивидуальность.
    • Ребенок считается собственностью родителей. Ребенок не рассматривается как полноправная личность. Поэтому некоторые родители считают себя вправе проявлять агрессию по отношению к ребенку: «я тебя породил, я тебя и убью».
    • Взрослый человек не в состоянии контролировать собственное поведение.
    • Загруженный рабочий график, бытовые проблемы, материальное неблагополучие, забота о завтрашнем дне и т.д. вызывают нервное напряжение, которое некоторые родители выливают на своих детей.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ   ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕЛЕСНОГО НАКАЗАНИЯ

    Ребенок чувствует себя:

    • униженным
    • оскорбленным
    • беспомощным
    • бесправным
    • нелюбимым своими родителями
    • лишенным поддержки
    • нежеланным

    Изменения в поведении ребенка:

    • становится агрессивным или «забитым»
    • неадекватно реагирует на нейтральные формы поведения
    • снижаются его способности в обучении
    • низкая школьная успеваемость

    Отношения ребенка с другими людьми:

    • он не доверяет окружающим его людям;
    • сталкивается с трудностями в установлении контактов с другими людьми;
    • склонен проявлять агрессию по отношению к другим людям;
    • отказывается от взаимодействия; склонен к самоизолированию;
    • став взрослым, склонен к насилию.

    Как правильно наказывать детей

    1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
    2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
    3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.
    4. Недопустимо запоздалое наказание. Даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
    5. Ребёнок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребёнком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
    6. Нельзя унижать ребёнка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства.
    7. Если ребёнок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него он уже расплатился.
    8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребёнка забитым; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.
    9. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребёнком, как наказание.
    10. Внимание! Ребёнка ни в коем случае нельзя наказывать:

    - когда он болеет;

    - перед сном и сразу после сна;

    - во время еды (это самое прямое попадание информации, ребёнок буквально "проглатывает" негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

    - во время игры;

    - непосредственно после душевной или физической травмы;

    - когда ребёнок искренне старается что-то сделать, но у него не получается.

     

    Специалисты рекомендуют тем родителям, кто испытывает желание встряхнуть или ударить плачущего ребенка, постараться проделать следующее:

    — Выйти из комнаты и позвонить приятелю.

    — Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.

    — Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов.

    — Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения.

    — Принять душ.

    — Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.

     

    Чем же можно заменить наказание?

    - Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

    - Объяснением. Объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.

    - Отвлечением. Постарайтесь предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас.

    - Неторопливостью. Подождите, пока проступок повторится.

     

    Помните, что существуют бесчисленные альтернативы телесному наказанию,

    - лишение развлечения,

    - отстранение от какой-либо деятельности,

    - естественные последствия: «насорил – убери», «забрызгал – вытри»,

    - лишение доверия («не могу тебе доверить, так как ты…») и др.

  • Как не срываться самому и помогать детям справляться с чувствами? Простые шаги, которые работают.

    Знакомы ли вам эти ситуации?

    Урок срывает один "несдержанный" ученик, и вы чувствуете, как внутри все закипает?

    Ребенок вдруг замыкается или начинает плакать, а вы не знаете, как правильно отреагировать?

    После конфликта в классе остается ощущение тяжести и усталости?

    Это не просто "трудный день". Это моменты, когда на передний план выходит эмоциональный интеллект (ЭИ) – умение понимать и управлять СВОИМИ эмоциями и распознавать, понимать и влиять на эмоции ДРУГИХ. Для учителя это не просто "приятный бонус", а ключевой профессиональный навык. И хорошая новость: его можно развивать! Вот как это работает на практике:

     

    Часть 1: Ваша "внутренняя погода": учимся управлять собой

    Когда ваши собственные эмоции (гнев, раздражение, усталость, тревога) захлестывают, трудно помочь ученикам. Начните с себя:

    1. "Стоп-кран" (Техника паузы):

    Что: при первых признаках сильной эмоции (сжатые кулаки, учащенное дыхание, желание накричать) – СТОП.

    Как: мысленно скажите себе: "Стоп!" или представьте красный сигнал светофора. Сделайте глубокий вдох носом (на 4 счета), задержите дыхание (на 2 счета), медленно выдохните ртом (на 6 счетов). Повторите 2-3 раза. Эта пауза в 10-20 секунд спасает от импульсивных реакций.

    Зачем: даёт время мозгу "переключиться" с эмоционального центра на логический. Выбираете РЕАКЦИЮ, а не действуете на автомате.

    1. "Сам себе переводчик":

    Что: назовите свою эмоцию про себя. Не "я злюсь", а "я чувствую сильное раздражение, потому что урок срывают в третий раз".

    Как: спросите себя: "Что я сейчас действительно чувствую? (гнев? обиду? беспомощность?) Почему? Что конкретно меня задело?".

    Зачем: Простое называние эмоции снижает ее накал. Понимание причины помогает найти решение, а не просто "тушить пожар".

    1. "Экстренный запас":

    Что: заранее придумайте короткие фразы-якоря для сложных моментов.

    Как: "Сейчас мне нужно спокойствие", "Я управляю ситуацией", "Дыши глубже". Или вспомните приятный образ (море, смех ребенка). Используйте их в момент "стоп-крана".

    Зачем: быстро возвращает ощущение контроля и опоры.

     

    Часть 2: Читаем между строк: как понимать эмоции учеников

    Дети (особенно маленькие и подростки) не всегда умеют сказать, что чувствуют. Их эмоции проявляются в поведении:

    1. "Антенны включены": Наблюдайте за невербаликой:

    Что: Обращайте внимание не только на слова, но и на:

    Лицо: Нахмуренные брови, поджатые губы, опущенный взгляд, покраснение.

    Позу: ссутулился, отворачивается, напряжен, агрессивно "наплывает", дрожит.

    Голос: дрожит, тихий, резкий, плаксивый, саркастичный.

    Действия: дёргает ручку, стучит ногой, рвет бумагу, замолкает, избегает контакта.

    Как: Практикуйтесь! На перемене или уроке бегло "сканируйте" класс: "Как сейчас чувствует себя Маша? А Петя?".

    Зачем: помогает уловить проблемы до взрыва (истерики, драки, ухода в себя).

    1. "Волшебное зеркало": Активное слушание и верификация:

    Что: Покажите, что вы видите и принимаете чувства ученика (даже если не одобряете поведение).

    Как:

    Подойдите спокойно, опуститесь до его уровня (особенно для малышей).

    Назовите предполагаемую эмоцию: "Похоже, ты сейчас очень зол/расстроен/испуган?"; "Я вижу, тебе грустно/обидно".

    Покажите понимание: "Да, это действительно могло разозлить/расстроить"; "Понимаю, почему ты так реагируешь".

    Уточните (если нужно): "Я правильно понял(а), что ты злишься из-за...?".

    Зачем: Ребенок чувствует, что его услышали и поняли. Это снижает напряжение и открывает путь к решению проблемы. Важно: не говорите: "Не плачь", "Не злись" – это обесценивает чувства.

     

    Часть 3: Безопасная гавань: создаём поддерживающую среду в классе

    Когда и вы, и ученики умеете обращаться с эмоциями, атмосфера в классе меняется:

    1. "Словарь чувств":

    Что: регулярно вводите и обсуждайте слова, обозначающие эмоции.

    Как: Используйте плакаты с "эмодзи" чувств, читайте книги/истории, обсуждая переживания героев ("Как он себя чувствовал? Почему?"), играйте в игры на распознавание эмоций по картинкам. Начните урок с "погоды в классе": "Какое у вас сегодня настроение? Солнечное? Облачное?" (можно поднять карточку).

    Зачем: расширяет эмоциональный словарь детей, помогает им точнее выражать себя.

    1. "Правила игры": Четкие договоренности:

    Что: вместе с учениками выработайте простые правила, *как* можно выражать разные чувства в классе.

    Как: например: "Злиться – нормально. Но бить других или ломать вещи – нельзя. Что МОЖНО сделать, когда злишься? (Сжать мячик, нарисовать злость, сказать словами, пойти в уголок успокоения)". Обсудите варианты для грусти, обиды, радости.

    Зачем: даёт детям безопасные способы выражения эмоций и снижает деструктивное поведение.

    1. "Уголок спокойствия":

    Что: Небольшое безопасное место в классе, куда ученик может пойти, чтобы прийти в себя.

    Как: Поставьте кресло-мешок, коврик. Положите туда: мячик-антистресс, бумагу/карандаши для рисования, простые дыхательные инструкции (с картинками), может быть, наушники с тихой музыкой или книжки про эмоции.

    Зачем: даёт ребенку возможность саморегуляции без публичного осуждения.

    Важно: это не наказание, а инструмент помощи. Научите детей им пользоваться.

     

    Главное помнить:

    Вы – модель. Дети учатся ЭИ, наблюдая за вами. Если вы спокойно справляетесь со своим раздражением, они видят, что это возможно.

    Это навык, а не талант. Требует практики. Не ругайте себя за ошибки – анализируйте их.

    Принимайте все эмоции. Нет "плохих" чувств. Есть неконструктивные способы их выражения. Наша задача – научить конструктивным.

    Начните с малого. Выберите одну технику из статьи и внедряйте ее на этой неделе.

     

    Развивая свой эмоциональный интеллект, вы не только сохраняете свои нервы, но и создаете пространство, где ученики чувствуют себя в безопасности, учатся понимать себя и других, и где настоящая учеба становится возможной. Это инвестиция в ваш профессиональный успех и благополучие детей!

Поиск по сайту

Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Наши партнеры

Студия "Ufa Web" занимается разработкой сайтов в Уфе и в Башкортостане. Сегодня любую сферу деятельности нельзя представить без Интернета. Немыслимо представить себе развивающуюся современную компанию, которая может обходиться без сайта.